Первое сибирское


7 января — 35 лет назад (1986) открыта для пассажиров станция метро «Октябрьская» в составе пускового участка Новосибирского метрополитена.
Станция «Октябрьская» колонного типа, возведена открытым способом. Стены облицованы мрамором светлых тонов, пол гранитный. Расположена в зоне делового центра города. Станция запроектирована как пересадочная. В будущем она соеденит действующую Ленинскую линию с перспективной Первомайской.
Проект станции выполнен специалистами института «Новосибметропроект». Архитектор — В.В.Питерский. Главный инженер проекта — В.Н.Коженков. Главный конструктор — А.П. Мельник. Панно разработано художником А.С.Чернобровцевым. Он предложил монументальный бронзовый рельеф: в центре — цифра «1917», развевающиеся знамена, с одной стороны — группа рабочих, с другой — крестьяне. Эти две силы совершали революцию. А внизу как символ «ворот», через которые люди вырывались к свободе, к свету — арка Генерального штаба, сцена штурма Зимнего дворца. Капители колонн в виде факелов. Фон залу создают красно-бордовый гранит и мрамор, которыми предполагается облицовывать стены. Всякое другое художественное дополнение нарушило бы авторский замысел.

«Октябрьская» — стала первой станцией которую запроектировал «Новосибметропроект». Проектом станции предусмотрена возможность осуществления кроссплатфоменного перехода на станцию перспективной Первомайской линии. В апреле 1979 года были Новосибметропроектом выданы первые чертежи свайного ограждения котлована и земляных работ.
Перед началом строительства станции в течение месяца сооружали временную дорогу по улице Москвовской, которая связала кратчайшим автобусным сообщением Центральный и Октябрьский районы на период строительства станции.
Теплым и солнечным днем 12 мая 1979 года на улице Кирова неподалеку от Дворца пионеров собрались тысячи новосибирцев. В 12:00 на трибуну поднялись руководители области и города, партийные, профсоюзные работники, передовики производства. После митинга бала забита первая свая на месте будущей станции. 20-метровая стальная свая быстро, прямо на глазах, начала уходить в землю. Так был «уложен» первый «камень» в фундамент Новосибирского метрополитена.
В сентябре продолжалась забивка свай на станции. В октябре строители закончили укладку бетона в основание правого тоннеля через реку Каменка.
Велись работы по сооружению портала (Вход в тоннель). 30 января 1980 года создан участок №1 по строительству станции «Октябрьская».
16 августа была начата подземная проходка первого перегонного тоннеля (правого) на участке «Октябрьская» — «Пл. Ленина». При строительстве станции была впервые использована уникальная технология анкерной крепи стен котлована, запотентованная во многоих странах мира, которую разработал новосибирец — Б.В.Корякин. Эта технология с применением пневмопробойников была удачно применена взамен металлических трубчатых распорок — расстрелов, мешающих работе в котловане при его раскопке и монтаже конструкций.
В июле 1982 начаты работы по проходке правого тоннеля на перегоне «Октябрьская» — «Речной вокзал».
5 декабря 1985 года ночью от метродепо до станции «Октябрьская» мотодрезинами «на холодную» (без электроэнергии на контактном рельсе) провезли первый пробный вагон №9872. 6 декабря 1985 года в 18:30 от станции «Октябрьская» до «Красного проспекта» совершили рейс на новосибирском метро первые пассажиры — делегаты городской партийной конференции.
Станция приняла первых пассажиров 7 января 1986 года.