Сибревкомовский мост: названий много, а исторического ни одного


В мае 1925 года – 75 лет назад началось строительство Сибревкомовского моста по проекту М. А. Ульянинского. Мост получил название «Сибревкомовский» в честь выходящей на него улицы Сибревкома. Мост связал центральную часть города с Закаменским районом, разделенных речкой Каменкой. Его открытие состоялось 7 ноября 1926 года. В январе 1927 года газета «Советская Сибирь» в своём очерке обращала внимание на увеличение стоимости съёмного жилья в Закаменском районе после появления нового моста: «Надо отметить и такой момент. Новый мост возродил и аппетиты наших закаменских акул. Домовладельцы Закаменки учли „все обстаятельства“ и увеличили ставки квартирной платы».
Мост построили быстро для преодоления речки Каменки. Хоть и небольшой была речка, но ее долина рассекала город, словно сабельный удар – Центральный и Закаменский районы были утомительно далеки друг от друга, хотя зрительно совсем рядом.
Сначала мост хотели строить со стальными фермами, потом одноарочным железобетонным. В итоге победило оригинальное и элегантное решение – мост на скошенных, напряженных опорах из бетона. Опоры были тонкими и высокими, отчего мост походил на загадочное легконогое животное, то ли инопланетную лань, то ли на земную водомерку. Проектировал мост профессор Томского технологического института М.А. Ульянинский. Затевали мост вовсе не как пешеходный. Транспортная нагрузка была учтена в проекте, в том числе и трамвай, в ту пору еще не пущенный.
Сибревкомовский мост сразу стал заметен в городской жизни – и как главная связка меж районами, и как фигурант городских легенд. Легендам способствовал особый статус сумрачной, полубандитской Закаменки, которую мост соединял с центром города. В ареале улицы Садовой, у Чертова городища гнездилась самая шальная из «нахаловок». Она и принесла Сибевкомовскому мосту хмурую славу. Ближе к ночи, когда через мост уже не сновали трамваи и грузовики, он становился местом, где припозднившийся путник рисковал встретиться с нечистью.
Мост был высоким (23 метра), угроза быть сброшенным вниз – действенной. Потому урожай денег и понравившихся вещей гопники Закаменки собирали исправно. С разбойничками боролась милиция, да не всегда перебарывала.
Однако, согласно легенде из городского фолклора, жиганскому промыслу повредила история, случившаяся зимой 1945 года. Якобы, поздним зимним вечером со стороны центра брела по мосту в скользких интеллигентских ботиках то ли секретарша, то ли машинистка, в общем, труженица какой-то кроткой, бумажной профессии. В руках барышня бережно несла два укутанных платками бидончика – один с топленым маслом, другой с молоком. Ноша по меркам зимы 1945 г. была драгоценной.
А с закаменской стороны барышню уже высмотрел соколиным взором удалой жиган. Выбежал на мост в упругих пимах-самовалках, легко сшиб шаткую жертву и уже праздновал охотничью удачу. Но фарт изменил удальцу. Драгоценные бидоны выскользнули из обмоток и разлились. В жизни женщины военной поры такая утрата была поводом для огромной, священной ярости.
Дамочка вскочила на ноги, а металлические бидоны стали в ее руках грозным оружием. На голову гопника обрушился град «эмалированных» ударов. Говорят, контратака женщины была такой яростной, что бандит ошалело кружился на месте, пытаясь укрыться от разящих сосудов. А потом женщина-птичка погнала посрамленного «сокола» вверх, к Садовой, долбя бидонами и разрывая уши яростным криком.
А малолетки, собравшиеся на бровке Каменского оврага, с удивлением наблюдали бегство вожака. С былым авторитетом бидонный страдалец расстался мигом и навсегда – в нахаловском пацанском социуме такой позорище не забывали.
К шестидесятым бандитская слава Закаменки померкла, по мосту вместо трамвая пошел троллейбус, а в семидесятых город запланировал для моста перемену участи – речку Каменку решили замыть, а мост сделать пешеходным. После того, как Каменка скрылась под грунтом и асфальтом, Сибревкомовский мост стал намного ниже. Его стройные опоры на треть ушли в землю, как ноги невезучего богатыря Святогора. В конце 1980-х годов парапет с изящными линиями в стиле ар — нуво был заменён на более простой сварной, а мост был перекрыт бетонными блоками и стал пешеходным. Функции транспортного сообщения между двумя районами взяла на себя Октябрьская магистраль. В настоящее время под мостом проходит Ипподромская улица.