По рельсам, по железной дороге


В 2020 году исполняется 105 лет с начала фунуционирования Алтайской железной дороги.
Железная дорога в Сибири была нужна. Разговоры о ней начались еще со второй половины 19 века. До Транссиба купцы могли свои товары доставлять только в летний период на судах. Через реку Обь не было мостов. А транспорт был на все случаи один — гужевой. В 1903 году закончили возведение Великого сибирского пути. А к 1907 году стала очевидной экономическая целесообразность дороги на юг. В молодом Ново-Николаевске жизнь кипела, здесь активно развивалась мукомольная промышленность, но зерно доставлялось с юга по Оби на баржах и пароходах. Зимой не было и такой возможности, а на лошадках да на санках много не перевезешь.
Десятого марта 1912 года в истории нашего города произошло важное событие: Государственный совет утвердил окончательно вариант строительства Алтайской железной дороги в пользу Ново — Николаевска. Это решение Госсовета император утвердил уже третьего июня того же года.
Решение о строительстве Алтайской железной дороги лоббировал городской голова Ново-Николаевска Владимир Жернаков. Владимир Ипполитович не скрывал личный интерес к строительству южной дороги: он имел прямое отношение к производству муки из алтайского зерна. Интересы города и личные интересы его первого мэра удачно совпали. В честности и гражданских достоинствах Жернакова сомнений не существовало. Не случайно позднее ему присвоили звание Почетного жителя города Ново-Николаевска.
Железная дорога прошла по маршруту Семипалатинск — Барнаул — Бийск — Новониколаевск (Новосибирск).
Начали сооружение дороги в 1913 году и строили, в основном, три года. В 1915 году Алтайская железная дорога была принята в эксплуатацию. 21 октября 1915 года в полдень на станции Барнаул состоялся молебен, освятивший открытие Алтайской железной дороги.
Протяженность железнодорожной линии от Ново — Николаевска до Семипалатинска составила 653 км. От Алтайской станции до Бийска — 147 км. На дороге было построено 22 станции и три технических разъезда.
Главным инженером строительства стал хорошо известный новосибирцам Григорий Будагов, руководивший возведением первого железнодорожного моста через Обь.

Алтайская железная дорога отделялась от Транссиба возле железнодорожного моста через Обь на правом берегу. Она шла по Закаменской части города — пришлось снести немало жилых домов. Дорога пролегала частично по выемке, частично по насыпи и мосту через Николаевский проспект, по путепроводу у начала улицы Мостовой, а затем мостом через речку Каменку и снова в выемке в южном направлении. Пути отрезали большую территорию Закаменской части города от Оби. У улицы Никитинской около завода «Труд» возникла железнодорожная станция Алтайская, ныне станция Новосибирск-Южный. Здесь возвели пассажирский каменный вокзал, служебные и жилые кирпичные здания, водонапорную башню. Место под строительство городская Дума отвела еще в 1911 году.

Алтайская дорога стала самой крупной в России частной железнодорожной линией. Дело в том, что финансировало ее строительство акционерное общество, а его учредителем выступил русско-французский банковский синдикат. Конечно, акционеры свои деньги потеряли: Первая мировая война, революция, гражданская война. Дорогу национализировали уже в 1918 году. Комиссаром назначили большевика Т. Тяптина, работавшего до этого машинистом паровоза. Вскоре она вошла в состав Томской железной дороги.