Трактовая. Будаговская. Большевистская.


5 июля 1920 года — 100 лет назад улица Будаговская была переименована в Большевистскую. Первоначально улица называлась Трактовой (так она обозначена на планах города конца XIX века). В конце XIX века в Приобье из Петербурга приходит весть о строительстве рельсового пути через Сибирь. Кто же были первыми поселенцами улицы «Трактовой»? Это были переселенцы из центральных районов России, беглые крестьяне, каторжники и жители из ближних сел Сибири.
В 1892 году началась подготовка строительства железнодорожного моста через реку Обь. Непосредственно руководство строительства моста осуществлял Георгий Моисеевич Будагов. На улице Трактовой он построил свою контору, а так как это здание находилось в начале улицы, то постепенно название «Трактовая» забылось, а название «Будаговская» закрепилось, такое название улица носила около 12 лет.
5 августа 1920 г. Новониколаевский уездный исполком переименовал ул. Будагова в ул. Большевистскую в честь создания в 1904 году первой в городе организации большевиков на механическом чугунолитейном заводе товарищества «Труд».
В 1924г на ул. Большевистской появляется завод «Большевик», ведущее предприятие Новосибирской области по выпуску столярно-строительных изделий из древесины.
С1928 года любимым местом горожан становится воднолыжная станция «Динамо», в начале ул. Большевистской. Далеко в реку уходили деревянные мостики-ограждения, за которые запрещалось заплывать. На реке стояли вышки 10-20 метровой высоты. И не было тогда мальчишки, который бы ни умел прыгать с них.
По рассказам очевидцев, самым красивым местом на ул. Большевистской были берега нашей Оби и острова «Кораблик» и «Коровий». Природа щедро кормила своими дарами: было много ягод, грибов, а в речке водилось много рыбы.
В те годы вечерами в будни и в праздничные дни молодежь и взрослые с гармошкой и балалайкой проводили гуляния на берегу Оби. В ярких сарафанах и косоворотках, подпоясанных шелковым кушачком, они водили хороводы.
Росли заводы, расположенные на улице Большевистской, вместе с ними развивалась и улица. Но, тревога и предчувствие войны витало в воздухе. Началась война и улица опустела. Все подростки работали на заводе «Труд» вместе со взрослыми по 12-15 часов. В 1941г на улице Большевистской начали работу завод «XVI партсъезда» (ныне «Станкосиб») и завод «Инструментальный», эвакуированный из Ленинграда. Война стала испытанием на прочность для жителей нашего города и, вместе с тем, жителей улицы.
После окончания войны на ул. Большевистской появились бараки, в которых жили пленные немцы. Они работали на строительных работах, а ребятишки бегали смотреть на них, сначала со злобой, а позже жалели их и приносили им хлеб.
Жизнь постепенно входила в нормальное русло, но город испытывал дефицит пассажирского транспорта. По ул. Большевистской был пущен трамвай по маршруту от Речного вокзала до Инструментального завода. Люди «гроздьями» висели на подножках трамвая, даже сидели на крыше вагона. Позже на этом маршруте ходил троллейбус, до Карьера Борок. Со временем, из-за увеличенного потока личного транспорта, трамвай и троллейбус убрали с этой линии.
С открытием Академгородка, улица Большевистская начала благоустраиваться. Стали шире дороги, частные деревянные дома сносились, а на их месте строились пятиэтажные дома.
Долгое время непреодолимым препятствием для развития улицы Большевистской было русло реки Каменки. Она рассекала город, обрывала его важнейшие магистрали. Здесь заканчивались трамвайные маршруты. Первые городские автобусы имели конечные остановки. А дальше начинались тропинки, навесные переходы. Капитальный мост через реку Каменку проблему не снимал, и в 60-е годы было принято решение упрятать речку под землю. Там, где сегодня центральная набережная, скоростная магистраль с подземным переходом был 30-ти метровый карьер.
Еще несколько лет назад ул.Большевистская была совсем другая. Однотипные пятиэтажные дома серого цвета, многие из них нуждались в капитальном ремонте, улицы грязные, неухоженные автобусные остановки. Это годы перестройки.
Как же сильно изменилась она сегодня.

На красивой набережной, в начале улицы, установлен памятник Российскому царю Александру III, который подписал Указ о строительстве транссибирской магистрали. Высотные жилые здания, как новогодние свечи, выстроены вдоль набережной. Сама набережная — красивейшее место на нашей улице. Летом здесь много игровых площадок, мест отдыха, на реке устанавливаются святящиеся фонтаны. А зимой набережная превращается в ледяное царство. И до самого начала весны, дети всего города собираются сюда на аттракционы.
Улица Большевистская — очень оживленное место. Большой поток автомобилей, автобусов приводит к образованию пробок на дороге. Для разгрузки, а так же для безопасности через нее построили несколько переходных мостов. В конце улицы находится Храм Михаила Архангела, в котором открыта воскресная школа для детей и взрослых.
А с 2012 года началось строительство третьего автомобильного моста через реку Обь. Рядом, на пустыре, за 1,5 года вырос новый жилой комплекс «Европейский берег». В скором будущем, на этом месте будут построены: школа, детский сад, спортивный комплекс, молодежный центр и другие объекты. Улица блистает яркостью витрин и вывесок, в центре улицы – большой торговый комплекс, где можно купить все, от продуктов и хозтоваров до школьных принадлежностей и игрушек. На каждой автобусной остановке установлены киоски, красиво оформлены автобусные павильоны. Пешеходные тротуары выложены каменными плитками.
Многие поражаются стремительному росту и преобразованию нашей Большевистской. Из года в год она становится все более благоустроенной, современной.
Трудом тысяч людей была создана пирамида , сравнимая с пирамидами Египта, которая не заслоняет неба, потому что вершина ее ушла под землю, а основание ее превратилось в городскую улицу, площадь, откуда сегодня начинается улица Большевистская. На первый взгляд, это обыкновенная улица, которых много в Новосибирске, но она у нас историческая. Глядя на план города ,видно, что она является как бы продолжением главной улицы – Красный проспект. На ней до сих пор сохранились первые дома, построенные до и после революции. Сегодня это памятники архитектуры, которые являются достоянием России.
Начинается улица от площади инженера Будагова, далее идёт в юго-восточном направлении параллельно реке Обь и заканчивается примерно в 150 м от моста через Иню, переходя в Бердское шоссе. Длина – 7882 км.